Новороссийск

Новороссийский морской порт – это один из крупнейших портов в бассейне Чёрного моря и крупнейшая гавань Краснодарского края. Причальная линия НМП (8,3 км) – одна из длиннейших среди всех российских портов. Он расположен на северном побережье Чёрного моря в Цемесской бухте (другое название – Новороссийская бухта).
  • Общее описание
  • Якорные стоянки
  • Предприятия и терминалы
  • Приливы и отливы
  • Погодные ограничения
  • Рабочие часы
  • Обслуживание
  • Транспорт
  • Карты
  • Фото

Общее описание

Код UN/LOCODE: RUNVS
Координаты: 44°72’N / 037°81’E
№ карты Британского Адмиралтейства: 3311, 3316, 3318
Адмиралтейская лоция: NP24
Часовой пояс: Время по Гринвичу + 3 часа
Уровень безопасности порта: 1
  • Новороссийский порт специализируется на обработке смешанных грузов, насыпных и наливных грузов, контейнеров, пищевых продуктов, лесоматериалов, сырой нефти нефтепродуктов.
  • Новороссийская бухта доступна для захода судов с осадкой до 19,0 м, а во внутренней акватории порта – до 12,5 м; на Морском терминале «КТК-Р» отсутствуют какие-либо ограничения по осадке.
  • Бухта никогда не замерзает и открыта для навигации независимо от времени года.

Якорные стоянки

Акватория в зоне отслеживания СДС Новороссийского морского порта ограничена береговой линией и прямыми линиями с точками пересечения в следующих координатах:

  • 44°32’16,2”N / 38°04’36,0”E
  • 44°30’27,0”N / 38°01’55,0”E
  • 44°36’42,0”N / 37°34’00,0”E
  • 44°40’34,0”N / 37°34’00,0”E

Номера специальных якорных стоянок для судов на рейде: 408, 410, 412, 413, 414, 415, 416.

Предприятия и терминалы

9 операторов терминалов оказывают стивидорные услуги для различных категорий грузов.

 

Группа НМТП

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – один из крупнейших транспортных узлов на юге России. Группа «НМТП» объединяет 5 крупнейших стивидорных предприятий порта, которые оказывают целый комплекс услуг, включая перевалку сырой нефти, нефтепродуктов и других жидких грузов, насыпных и смешанных грузов, а также контейнеров.

Группа ДелоПортс

В эксплуатации холдинга находятся 8 причалов общей длиной 2137 м, а общая площадь терминала составляет 42,5 гектара. В составе холдинга – 2 оператора терминалов:

  • Группа ДелоПортс – контейнерный терминал НУТЭП
  • Группа ДелоПортс – зерновой терминал КСК

 

Новороссийский зерновой терминал

НЗТ включает в себя хранилища в составе 3 бункеров НКХП общим объёмом 240 000 мт и бункеров НЗТ общим объёмом 120 000 мт.

 

Новороссийский зерновой терминал

№ причала Оператор терминала Длина
(м)
PПроектная глубина
(м)
Макс. разрешённая осадка
(м)
Специализация Оборудование
22 НКХП 268,3 13,50 13,10 — 13,20 Зерно 4 судопогрузочных машины, каждая производительностью 500 мт в час
23 NZT 258,0 13,40 12,90 — 13,00 Зерно 2 судопогрузочных машины, каждая производительностью 800 мт в час

 

Каспийский трубопроводный консорциум – Р (АО «КТК-Р»)

Морской терминал КТК-Р – это глубоководный терминал для сырой нефти, построенный по технологии ВТП.

КТК-Р

Координаты ВТП:

Выносные причальные устройства типа CALM (буи якорного типа) крепятся к морскому дну при помощи шести самозасасывающихся (в дно) якорей. ВПУ спроектированы и построены таким образом, чтобы выдерживать 100-летние штормовые условия, и могут принимать танкеры водоизмещением до 300 000 тонн. В настоящее время терминал обслуживает танкеры дедвейтом от 70 000 до 150 000 тонн.

 

ВТП 1:      44° 37′ 46,11″ N / 37° 38′ 16,07″ E – глубина 56 м

ВТП 2:      44° 37′ 19,94″ N / 37° 39′ 40,08″ E – глубина 57 м

ВТП 3:      44° 37′ 45,04″ N / 37° 36′ 43,02″ E – глубина 58 м

НМТП

«НМТП» оказывает комплекс стивидорных услуг, включая перевалку сырой нефти, нефтепродуктов и других жидких грузов, насыпных и смешанных грузов. Общая площадь порта (включая нефтяной участок) составляет 87,4 гектара; площадь для открытого складирования грузов составляет 18,88 гектара; общая площадь складских помещений – 6,22 гектара; площадь охлаждаемых хранилищ – 0,416 гектара; общая длина причальной линии – 8444 м; имеются подъездные железнодорожные и автомобильные пути.

 

Причал № стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
Восточный причалDock 1 171,3 5,50 5,20 Вспомогательный
2 141,5 7,25 — 9,30 6,95 — 9,00 Уголь
3 222,6 11,40 11,10 Уголь
4 155,2 11,30 11,00 Вспомогательный
5 243,5 13,00 9,60 — 12,70 Насыпные грузы (уголь, брикетированное железо/железо прямого восстановления, чугун в болванках)
6 160,7 5,40- 9,60 5,10 — 9,30 Уголь
67,6 2,40 — 4,60 2,10 — 4,20 Вспомогательный
Центральный причал 7 164,9 8,00 — 8,20 7,70 — 7,90 Изделия из стали
7a 134,0 1,80 — 5,60 1,50 — 5,30 Вспомогательный, изделия из стали
7b 258,5 2,30 — 4,50 2,00 — 4,20 Вспомогательный
8 186,9 10,90 — 11,20 10,60 — 10,90 Изделия из стали, чугун в болванках
9 239,7 11,40 11,10 Изделия из стали
10 182,8 11,40 11,10 Сахар-сырец (разгрузка)
11 198,0 11,20 10,90 Изделия из стали, чугун в болванках
12 180,8 9,90 — 10,50 9,60 — 10,20 Сахар-сырец, концентраты (разгрузка)
13 165,0 6,30 — 8,20 6,00 — 7,90 Фрукты, овощи, бананы (разгрузка)
Западный причал 14 167,9 7,00 — 8,20 6,70 — 7,90 Контейнеры, изделия из стали
15 297,0 7,40 — 9,70 7,10 — 9,40 Железная руда, минеральные удобрения
16 177,8 10,50 — 11,50 10,20 — 11,20 Минеральные удобрения, изделия из стали
17 239,5 11,40 11,10 Изделия из стали
18 182,5 11,30 — 11,40 11,00 — 11,10 Стальные и алюминиевые изделия
19 181,0 11,10 — 11,40 10,80 — 11,10 Стальные и алюминиевые изделия
20 166,5 5,10 — 9,20 4,80 — 8,90 Алюминиевые изделия, бумага
21 155,5 7,10 — 7,30 6,80 — 7,00 Вспомогательный
Причал каботажных судов 33 240,0 4,50 — 9,75 Стоянка крейсера-музея
34 287,7 9,40 9,10 Пассажирский
34а 149,0 3,80 — 6,50 3,50 — 6,20 Вспомогательный
35 241,8 5,20 — 6,20 4,90 — 5,90 Пассажирский

НМТП – Нефтяной терминал «Шесхарис»

Параметры причалов Нефтяной терминал:

№ стоянки Длина
(м)
Длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Дедвейт (тыс. тонн) Специализация
1A 490,0 232,0 — 290,0 52,0 20,0 19,4 До 110 Сырая нефть
1 490,0 265,0 — 332,0 56,0 24,0 23,4 До 170 Сырая нефть
2 320,3 175,0 — 258,9 48,3 14,2 13,6 40,0 — 105,5 Сырая нефть, светлые нефтепродукты
3 227,5 182,5 — 205,0 32,2 11,1 10,5 3,0 — 47,2 Нефтепродукты
4 90,0 38,0 4,3 3,7 До 0,9 Перегрузка топлива с бункерных барж и слив трюмных вод (залив нефтепродуктов и слив нефтяных вод)
6 228,0 245,0 43,0 13,5 12,9 15,0 — 65,0 Нефтепродукты
7 228,0 245,0 43,0 13,5 12,9 15,0 — 65,0 Нефтепродукты
8 170,0 73,0 — 150 17,5 9,5 8,9 3,3 — 12,0 Нефтепродукты

НМТП – Новорослесэкспорт

«Новорослесэкспорт» оказывает услуги по перевалке и хранению контейнерных грузов, лесоматериалов, изделий из стали и проектных смешанных грузов. Общая портовая площадь составляет 65 гектаров с 11 причалами общей длиной 1422 м; общая площадь крытых складских помещений (для хранения фанеры и ДВП) составляет 14 528 кв. м., а общая площадь открытых площадок для хранения грузов (пиломатериалов и контейнеров) – 369 700 кв.м.

№ стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
28 211,9 11,30 — 12,00 11,00 — 11,70 Контейнеры, изделия из стали, трейлерные грузы, проектные грузы
28а 100,6 8,00 — 11,40 7,70 — 8,20
29 232,0 10,60 — 13,10 10,30 — 12,80
30 122,8 10,60 — 13,00 10,30 — 12,70
31 118,0 6,80 — 6,90 6,50 — 6,60 Пиломатериалы в пачках, изделия из стали
31а 96,0 6,90 6,60
32/1 108,0 7,20 — 7,70 6,90 — 7,40 Пиломатериалы в пачках, изделия из стали
32/2 121,0 7,50 — 7,60 7,20 — 7,30
32/3 121,0 7,60 — 7,90 7,30 — 7,60
32/4 146,0 7,90 7,60
32/5 146,0 6,50 6,20

НМТП – ИПП

Компания «ИПП» управляет высокоскоростным комплексом перевалки жидких грузов, включая нефтепродукты, растительные масла и жидкие удобрения. Управление причалами осуществляется совместно с «НМТП».

 

Параметры швартовочных мест на причале № 5 «ИПП»:

№ стоянки Длина
(м)
Длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Дедвейт
(тыс. тонн)
Специализация
26A 159,0 80,35 11,97 4,1 — 4,8 3,8 — 4,5 6310 Погрузка дизельного топлива, топочного мазута в танкеры-бункеровщики при помощи погрузочного рукава
26 369,4 197,00 29,0 13,1 12,8 До 56050 Погрузка дизельного топлива, жидких минеральных удобрений, растительного масла, бензина, судового дизельного топлива и мазута
27 339,0 179,00 25,3 12,0 11,7 До 38300 Погрузка дизельного топлива, жидких минеральных удобрений, растительного масла, бензина, судового дизельного топлива и мазута

НМТП – Новороссийский судоремонтный завод

Новороссийский судоремонтный завод оказывает услуги по ремонту судов и занимается отгрузкой металлоизделий, изделий из цветных металлов и металлического лома. Общая длина причальной линии составляет 1700 м; открытые складские площадки занимают около 60 000 кв. м; охраняемые складские площади способны вместить 30 000 мт грузов одновременно; имеются 13 подъездных железнодорожных ветки.

 

№ стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
1 201,0 10,60 10,30 Изделия из стали
2 201,0 9,90 — 10,60 9,60 — 10,30 Изделия из стали
3 200,0 6,00 — 9,00 5,70 — 8,70 Изделия из стали
4 163,4 6,70 — 7,30 6,40 — 7,00 Изделия из стали, алюминиевые изделия
5 222,1 6,50 — 9,70 6,30 — 9,40 Изделия из стали, алюминиевые изделия
9 66,1 6,90 — 7,10 6,60 — 6,80 Скоропортящиеся грузы (разгрузка)
10 140,0 7,80 — 8,20 7,50 — 7,90 Скоропортящиеся грузы (разгрузка)
11 145,0 4,70 — 7,40 4,40 — 7,10 Вспомогательный
13 252,0 3,90 — 4,50 3,60 — 4,20 Вспомогательный

НМТП – НМТ

«НМТ» оказывает услуги по приёмке нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, осуществляет их накопление в береговых резервуарах с дальнейшей погрузкой на морские суда. Причалы эксплуатируются совместно с ПАО «НМТП».

Береговые сооружения: параметры якорных стоянок причала № 4 Новороссийского мазутного терминала:

№ стоянки Длина
(м)
Длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Дедвейт
(тыс. тонн)
Специализация
25 249,5 195,0 32,2 13,1 12,80 До 47083 Погрузка мазута
25А 249,5 195,0 32,2 13,3 13,00 До 47083 Погрузка мазута и газойля

 

Холдинг ДелоПортс – контейнерный терминал «НУТЭП»

«НУТЭП» – это современный контейнерный терминал для обработки контейнеров, проектных грузов и грузов на колесной базе на территории Новороссийского порта. Годовая пропускная способность терминала составляет 700 000 контейнеров 20-футового эквивалента. Он оборудован кранами STS/RTG, а также передвижными кранами для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. С недавнего времени, после постройки причала № 38 терминал принимает суда класса post-panamax.

№ стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
38 415,3 15,00 14,70 Контейнеры, проектные грузы
39 397,0 10,50 — 12,20 10,20 — 11,90 Контейнеры, проектные грузы
39bp 181,3 12,20 12,30 11,90 — 12,00 Контейнеры, проектные грузы
39а 211,5 9,40 9,10 Вспомогательный
39b 87,0 10,10 — 10,40 9,80 — 10,10 Трейлерные грузы, контейнеры, проектные грузы

Холдинг ДелоПортс – зерновой терминал «КСК»

«КСК» – это глубоководный терминал для обработки грузов из бункеров, способный одновременно вмещать 115 600 т. Терминал оборудован 2 судовыми ленточными погрузчиками, каждый из которых рассчитан на погрузку 800 т в час.

№ стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
40 251,0 11,50 — 12,40 11,80 — 11,90 Зерно
40A 309,0 12,80 — 13,50 12,50 — 13,20 Зерно
41 128,0 6,40 — 11,10 5,80 — 10,50 Зерно

Приливы и отливы

Приливные колебания практически отсутствуют.

Погодные ограничения

  • В порту наблюдаются сильные ветра, и погрузочно-разгрузочные работы либо навигация могут быть остановлены в случае объявления штормового предупреждения портовым инспектором. В таких ситуациях порт не может служить укрытием для судов.
  • Новороссийск представляет собой незамерзающий порт.

Рабочие часы

Новороссийский порт работает круглосуточно 7 дней в неделю, за исключением короткого выходного в одну ночную смену накануне Нового года.

Стивидорные бригады работают в две смены:

  • 1-я смена: с 08:00 до 19:00
  • 2-я смена: с 20:00 до 07:00

Государственные праздники

1–6 и 8 января Новогодние каникулы
7 января Православное Рождество
23 февраля День Защитника Отечества
8 марта Международный Женский День
1 мая День Весны и Труда
9 мая День Победы
12 июня День России
4 ноября День Народного Единства

 

Обслуживание

  • Бункерное топливо и смазочные материалы поставляются баржами и по трубопроводу из нефтяного терминала «Шесхарис».
  • Пресная вода поставляется автоцистернами и по трубопроводу для пресной воды.
  • Доступны ремонтные услуги, а также пополнение запасов провианта и расходных материалов.
  • Вывоз мусора осуществляется грузовым автотранспортом у причала и баржами с судов на рейде; стоимость услуги включена в сумму экологического сбора.
  • Ограничения COVID-19
    1. В соответствии с правилами и распоряжениями Роспотребнадзора и ПС ФСБ в настоящее время разрешена смена только членов экипажей – граждан РФ.
    При планировании смены экипажа прибывающие члены экипажа до прибытия на борт судна должны предъявить результаты анализа на коронавирус (PCR-тест либо антитела IgM), произведенного не более, чем за 3 дня (72 часа) до прибытия на борт судна.
    Списывающиеся члены экипажей должны сдать анализы на коронавирус (PCR-тест либо антитела IgM), в течении 3 дней (72 часов) после убытия с борта судна и сообщить результаты анализов Роспотребнадзору, они должны соблюдать дома режим самоизоляции в течении 3 дней.
    2. Смена иностранных членов экипажей запрещена.
    3. Иностранным специалистам не разрешён вход на территорию терминалов и посещение судов, увольнение на берег членам экипажей не разрешено.

Транспорт

Ближайшие аэропорты

 

Анапа в 80 км от Новороссийска – только внутренние авиарейсы в дневное время
Геленджик в 50 км от Новороссийска – только внутренние авиарейсы в дневное время
Краснодар в 180 км от Новороссийск – внутренние и международные авиарейсы; работает круглосуточно

 

Ближайшая железнодорожная станция:

  • Новороссийский вокзал

Карты

Фото