Новороссийск

Новороссийский морской порт – это один из крупнейших портов в бассейне Чёрного моря и крупнейшая гавань Краснодарского края. Причальная линия НМП (8,3 км) – одна из длиннейших среди всех российских портов. Он расположен на северном побережье Чёрного моря в Цемесской бухте (другое название – Новороссийская бухта).
  • Общее описание
  • Якорные стоянки
  • Предприятия и терминалы
  • Приливы и отливы
  • Погодные ограничения
  • Рабочие часы
  • Обслуживание
  • Транспорт
  • Карты
  • Фото

Общее описание

Код UN/LOCODE: RUNVS
Координаты: 44°72’N / 037°81’E
№ карты Британского Адмиралтейства: 3311, 3316, 3318
Адмиралтейская лоция: NP24
Часовой пояс: Время по Гринвичу + 3 часа
Уровень безопасности порта: 1
  • Новороссийский порт специализируется на обработке смешанных грузов, насыпных и наливных грузов, контейнеров, пищевых продуктов, лесоматериалов и сырой нефти.
  • Новороссийская бухта доступна для захода судов с осадкой до 19,0 м, а во внутренней акватории порта – до 12,5 м; на Морском терминале «КТК-Р» отсутствуют какие-либо ограничения по осадке.
  • Бухта никогда не замерзает и открыта для навигации независимо от времени года.

Якорные стоянки

Акватория в зоне отслеживания СДС Новороссийского морского порта ограничена береговой линией и прямыми линиями с точками пересечения в следующих координатах:

  • 44°32’16,2”N / 38°04’36,0”E
  • 44°30’27,0”N / 38°01’55,0”E
  • 44°36’42,0”N / 37°34’00,0”E
  • 44°40’34,0”N / 37°34’00,0”E

Номера специальных якорных стоянок для судов на рейде: 408, 410, 412, 413, 414, 415, 416.

Предприятия и терминалы

9 операторов терминалов оказывают стивидорные услуги для различных категорий грузов.

 

Группа НМТП

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – один из крупнейших транспортных узлов на юге России. Группа «НМТП» объединяет 5 крупнейших стивидорных предприятий порта, которые оказывают целый комплекс услуг, включая перевалку сырой нефти, нефтепродуктов и других жидких грузов, насыпных и смешанных грузов, а также контейнеров.

Группа ДелоПортс

В эксплуатации холдинга находятся 8 причалов общей длиной 2137 м, а общая площадь терминала составляет 42,5 гектара. В составе холдинга – 2 оператора терминалов:

  • Группа ДелоПортс – контейнерный терминал НУТЭП
  • Группа ДелоПортс – зерновой терминал КСК

 

Новороссийский зерновой терминал

НЗТ включает в себя хранилища в составе 3 бункеров НКХП общим объёмом 240 000 мт и бункеров НЗТ общим объёмом 120 000 мт.

 

Новороссийский зерновой терминал

№ причала Оператор терминала Длина
(м)
PПроектная глубина
(м)
Макс. разрешённая осадка
(м)
Специализация Оборудование
22 НКХП 268,3 13,50 12,50 — 12,90 Зерно 4 корабельных погрузчика, каждый производительностью 500 мт в час
23 NZT 258,0 13,40 13,00 — 13,10 Зерно 2 корабельных погрузчика, каждый производительностью 800 мт в час

 

Каспийский трубопроводный консорциум – Р (АО «КТК-Р»)

Морской терминал КТК-Р – это глубоководный терминал для сырой нефти, построенный по технологии ВТП.

КТК-Р

Координаты ВТП:

Выносные причальные устройства типа CALM (буи якорного типа) крепятся к морскому дну при помощи шести самозасасывающихся (в дно) якорей. ВПУ спроектированы и построены таким образом, чтобы выдерживать 100-летние штормовые условия, и могут принимать танкеры водоизмещением до 300 000 тонн. В настоящее время терминал обслуживает танкеры дедвейтом от 70 000 до 150 000 тонн.

 

ВТП 1:      44° 37′ 46,11″ N / 37° 38′ 16,07″ E – глубина 56 м

ВТП 2:      44° 37′ 19,94″ N / 37° 39′ 40,08″ E – глубина 57 м

ВТП 3:      44° 37′ 45,04″ N / 37° 36′ 43,02″ E – глубина 58 м

НМТП

«НМТП» оказывает комплекс стивидорных услуг, включая перевалку сырой нефти, нефтепродуктов и других жидких грузов, насыпных и смешанных грузов. Общая площадь порта (включая нефтяной участок) составляет 87,4 гектара; площадь для открытого складирования грузов составляет 18,88 гектара; общая площадь складских помещений – 6,22 гектара; площадь охлаждаемых хранилищ – 0,416 гектара; общая длина причальной линии – 8444 м; имеются подъездные железнодорожные и автомобильные пути.

 

Причал № стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
Восточный причалDock 1 171.3 5.50 5.20 Вспомогательный
2 141.5 7.25 — 9.75 7.10 — 9.30 Уголь
3 222.6 11.50 11.20 Уголь
4 155.2 11.50 11.20 Вспомогательный
5 243.5 13.00 9.70 — 12.60 Насыпные грузы (уголь, брикетированное железо/железо прямого восстановления, чугун в болванках)
6 160.7 7.15 — 9.75 5.00 — 9.40 Уголь
67.6 3.40 — 5.00 2.1 — 4.20 Вспомогательный
Центральный причал 7 164.9 8.25 7.70 — 7.90 Изделия из стали
7a 134.0 2.75 — 6.15 1.50 — 5.40 Вспомогательный, изделия из стали
7b 258.5 2.75 — 4.50 2.40 — 4.20 Вспомогательный
8 186.9 11.50 10.70 — 11.10 Изделия из стали, чугун в болванках
9 239.7 11.50 10.80 — 11.10 Изделия из стали
10 182.8 11.50 11.20 Сахар-сырец (разгрузка)
11 198.0 11.50 11.10 Изделия из стали, чугун в болванках
12 180.8 10.50 9.40 — 10.00 Сахар-сырец, концентраты (разгрузка)
13 165.0 8.25 4.50 — 7.90 Фрукты, овощи, бананы (разгрузка)
Западный причал 14 167.9 8.25 7.00 — 7.90 Контейнеры, изделия из стали
15 297.0 8.25 — 9.75 7.40 — 9.40 Железная руда, минеральные удобрения
16 177.8 11.50 10.10 — 10.90 Минеральные удобрения, изделия из стали
17 239.5 11.50 11.20 Изделия из стали
18 182.5 11.50 11.20 Контейнеры, стальные и алюминиевые изделия
19 181.0 11.50 10.30 — 11.10 Контейнеры, стальные и алюминиевые изделия
20 166.5 9.75 5.00 — 8.90 Алюминиевые изделия, бумага
21 155.5 7.30 6.80 — 7.00 Вспомогательный
Причал каботажных судов 33 240.0 4.50 — 9.75 1,6 — 3.70 Пассажирский
34 287.7 9.75 8.90 — 9.10 Пассажирский
34а 149.0 6.50 3.60 — 6.20 Вспомогательный
35 241.8 5.00 — 6.50 5.00 — 5.90 Пассажирский

НМТП – Нефтяной терминал «Шесхарис»

Параметры причалов Нефтяной терминал:

№ стоянки Длина
(м)
Длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Дедвейт (тыс. тонн) Специализация
1A 490 290,0 52,0 19,8 19,4 До 170 Сырая нефть
1 490 332,0 56,0 24 23,4 Up to 242 Сырая нефть
2 320,3 258,9 48,3 14,2 13,6 До 105,5 Сырая нефть, нефтепродукты
3 227,5 205 27 11,4 10,8 До 47 Нефтепродукты
4 90 38 4,2 3,6 До 0,9 Перегрузка топлива с бункерных барж и слив трюмных вод (залив нефтепродуктов и слив нефтяных вод)
6 228 245 32 13,3 12,7 До 65 Нефтепродукты
7 228 245 32 13,4 12,8 До 65 Нефтепродукты
8 170 146 17,5 9,7 9,1 До 12 Нефтепродукты

НМТП – Новорослесэкспорт

«Новорослесэкспорт» оказывает услуги по перевалке и хранению контейнерных грузов, лесоматериалов, изделий из стали и проектных смешанных грузов. Общая портовая площадь составляет 65 гектаров с 11 причалами общей длиной 1422 м; общая площадь крытых складских помещений (для хранения фанеры и ДВП) составляет 14 528 кв. м., а общая площадь открытых площадок для хранения грузов (пиломатериалов и контейнеров) – 369 700 кв.м.

№ стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
28 211,9 13,00 9,80-11,70 Контейнеры, изделия из стали, трейлерные грузы, проектные грузы
28а 100,6 8,15-13,00 7,60-8,60
29 232,0 13,90 10,40-12,50
30 122,8 13,90 10,40-12,60
31 118,0 7,00 5,60-6,20 Пиломатериалы в пачках, изделия из стали
31а 96,0 7,00 5,50
32/1 108,0 8,25 6,50-6,60 Пиломатериалы в пачках, изделия из стали
32/2 121,0 8,25 7,10-7,50
32/3 121,0 8,25 7,50
32/4 146,0 8,25 7,70-7,90
32/5 146,0 6,50 6,20

НМТП – ИПП

Компания «ИПП» управляет высокоскоростным комплексом перевалки жидких грузов, включая нефтепродукты, растительные масла и жидкие удобрения. Управление причалами осуществляется совместно с «НМТП».

 

Параметры швартовочных мест на причале № 5 «ИПП»:

№ стоянки Длина
(м)
Длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Дедвейт
(тыс. тонн)
Специализация
26A 159,0 80,35 11,97 4,8 4,3 6310 Погрузка дизельного топлива, топочного мазута в наливные суда и танкеры при помощи погрузочного рукава
26 369,4 197,00 29,0 13,2 12,9 До 56050 Погрузка дизельного топлива, жидких минеральных удобрений, растительного масла, бензина, судового дизельного топлива и мазута
27 339,0 179,00 25,3 12,1 11,8 До 38300 Погрузка дизельного топлива, жидких минеральных удобрений, растительного масла, бензина, судового дизельного топлива и мазута

НМТП – Новороссийский судоремонтный завод

Новороссийский судоремонтный завод оказывает услуги по ремонту судов и занимается отгрузкой металлоизделий, изделий из цветных металлов и металлического лома. Общая длина причальной линии составляет 1700 м; открытые складские площадки занимают около 60 000 кв. м; охраняемые складские площади способны вместить 30 000 мт грузов одновременно; имеются 13 подъездных железнодорожных ветки.

 

№ стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
1 201,0 11,00 10,10 — 10,40 Изделия из стали
2 201,0 11,00 9,70 — 10,20 Изделия из стали
3 200,0 7,25 — 11,00 6,30 — 9,40 Изделия из стали
4 163,4 7,46 6,50 — 6,70 Изделия из стали, алюминиевые изделия
5 222,1 7,00 — 10,50 6,80 — 9,50 Изделия из стали, алюминиевые изделия
9 66,1 8,22 7,00 Скоропортящиеся грузы (разгрузка)
10 140,0 7,25 — 8,22 7,70 — 7,90 Скоропортящиеся грузы (разгрузка)
11 145,0 5,02 — 8,22 4,10 — 7,10 Вспомогательный
13 252,0 4,75 3,50 — 4,00 Вспомогательный

НМТП – НМТ

«НМТ» оказывает услуги по приёмке нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, осуществляет их накопление в береговых резервуарах с дальнейшей погрузкой на морские суда. Причалы эксплуатируются совместно с ПАО «НМТП».

Береговые сооружения: параметры якорных стоянок причала № 4 Новороссийского мазутного терминала:

№ стоянки Длина
(м)
Длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Дедвейт
(тыс. тонн)
Специализация
25 249,5 195,0 32,2 13,4 12,70 Up to 47,083 Погрузка мазута и дизельного топлива
25А 249,5 195,0 32,2 13,4 12,70 Up to 47,083 Погрузка мазута и дизельного топлива

 

Холдинг ДелоПортс – контейнерный терминал «НУТЭП»

«НУТЭП» – это современный контейнерный терминал для обработки контейнеров, проектных грузов и грузов на колесной базе на территории Новороссийского порта. Годовая пропускная способность терминала составляет 700 000 контейнеров 20-футового эквивалента. Он оборудован кранами STS/RTG, а также передвижными кранами для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. С недавнего времени, после постройки причала № 38 терминал принимает суда класса post-panamax.

№ стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
38 415,3 15,00 11,80 — 14,70 Контейнеры, проектные грузы
39 397,0 10,90 — 12,50 10,40 — 12,10 Контейнеры, проектные грузы
39bp 181,3 12,50 11,90 — 12,00 Контейнеры, проектные грузы
39а 211,5 10,70 9,30 Вспомогательный
39b 87,0 11,00 9,70 — 10,70 Трейлерные грузы, контейнеры, проектные грузы

Холдинг ДелоПортс – зерновой терминал «КСК»

«КСК» – это глубоководный терминал для обработки грузов из бункеров, способный одновременно вмещать 115 600 т. Терминал оборудован 2 судовыми ленточными погрузчиками, каждый из которых рассчитан на погрузку 800 т в час.

№ стоянки Длина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс, разрешённая осадка
(м)
Специализация
40 251,0 12,40 9,70 — 11,70 Зерно
41 175,0 11,40 6,00 — 10,60 Зерно

Приливы и отливы

Приливные колебания практически отсутствуют.

Погодные ограничения

  • В порту наблюдаются сильные ветра, и погрузочно-разгрузочные работы либо навигация могут быть остановлены в случае объявления штормового предупреждения портовым инспектором. В таких ситуациях порт не может служить укрытием для судов.
  • Новороссийск представляет собой незамерзающий порт.

Рабочие часы

Новороссийский порт работает круглосуточно 7 дней в неделю, за исключением короткого выходного в одну ночную смену накануне Нового года.

Стивидорные бригады работают в две смены:

  • 1-я смена: с 08:00 до 19:00
  • 2-я смена: с 20:00 до 07:00

Государственные праздники

1–6 и 8 января Новогодние каникулы
7 января Православное Рождество
23 февраля День Защитника Отечества
8 марта Международный Женский День
1 мая День Весны и Труда
9 мая День Победы
12 июня День России
4 ноября День Народного Единства

 

Обслуживание

  • Бункерное топливо и смазочные материалы поставляются баржами и по трубопроводу из нефтяного терминала «Шесхарис».
  • Пресная вода поставляется автоцистернами и по трубопроводу для пресной воды.
  • Доступны ремонтные услуги, а также пополнение запасов провианта и расходных материалов.
  • Возможна замена экипажа, но при этом все члены экипажа должны иметь действительные российские визы (за исключением стран, с которыми Российская Федерация заключила соглашения о безвизовом режиме). Прибывающие должны получить однократную визу для въезда в РФ в стране своего проживания, а покидающие страну должны получить транзитную (выездную) российскую визу.
  • Увольнение на берег возможно с 08:00 до 24:00 часов; необходимо получить специальный пропуск.
  • Вывоз мусора осуществляется грузовым автотранспортом у причала и баржами с судов на рейде; стоимость услуги включена в сумму экологического сбора.

Транспорт

Ближайшие аэропорты

 

Анапа в 80 км от Новороссийска – только внутренние авиарейсы в дневное время
Геленджик в 50 км от Новороссийска – только внутренние авиарейсы в дневное время
Краснодар в 180 км от Новороссийск – внутренние и международные авиарейсы; работает круглосуточно

 

Ближайшая железнодорожная станция:

  • Новороссийский вокзал

Карты

Фото