Туапсе

Туапсе – один из ключевых транспортных узлов на Черноморском побережье Российской Федерации благодаря своему географическому положению и близости к городу Сочи. Порт играет важную роль в экспорте грузов за рубеж (растительные масла, удобрения, уголь и др.).
  • Общее описание
  • Якорные стоянки
  • Предприятия и терминалы
  • Artboard 78 Портовые ограничения
  • Приливы и отливы
  • Погодные ограничения
  • Рабочие часы
  • Обслуживание
  • Транспорт
  • Карты
  • Фото

Общее описание

Код UN/LOCODE: RUTUA
Координаты: 44°10’33» N / 38°56’23» E
44°06’41» N / 38°51’09» E
43°58’20» N / 39°03’02» E
44°02’14» N / 39°08’20» E
№ карты Британского Адмиралтейства: 3312
Адмиралтейская лоция: NP24
Часовой пояс: Время по Гринвичу + 3 часа
Идентификационный номер порта: 18884
Уровень безопасности порта: 1

Портовый комплекс включает в себя:

  • торговый порт в северной части
  • два маслоналивных терминала в южной части
  • зерновой терминал и терминал для удобрений в центральной части

Акватория порта состоит из 3 бассейнов; глубина моря варьирует от 4,0 до 14,0 метров. Длина набережной составляет 4 километра с 30 причалами. Имеются специализированные терминалы для грузов на колесной основе, стали, угля, сельскохозяйственной продукции (зерна и сахара-сырца), а также для нефтепродуктов.

Якорные стоянки

В порту Туапсе две якорных стоянки – № 417 и 418 – расположенных на одной линии напротив порта.

 

Якорная стоянка № 417 ограничена прямыми линиями с точками пересечения в следующих координатах:
№ 1 – 44°04′24″ N / 39°02′36″ E
№ 2 – 44°05′18″ N / 39°02′36″ E
№ 3 – 44°05′06″ N / 39°03′42″ E
№ 4 – 44°03′18″ N / 39°03′24″ E

 

Якорная стоянка № 418 ограничена прямыми линиями с точками пересечения в следующих координатах:
№ 1 – 44°02′48″ N / 39°04′18″ E
№ 2 – 44°04′18″ N / 39°05′00″ E
№ 3 – 44°02′24″ N / 39°07′24″ E
№ 4 – 44°01′30″ N / 39°06′15″ E

Предприятия и терминалы

В порту работают 4 оператора терминалов (стивидорных компании):

ТМТП Туапсинский морской торговый порт

Основные грузы, которые обрабатываются через «ТМТП», – это уголь и изделия из стали (слябы, стальные чушки, рулоны и т. п.).

Причалы № 09, 10 и 11:

  • для судов длиной > 230 m – причаливание разрешается только в светлое время суток
  • образуют одну причальную линию и произвольно разделены на пристани (с правой стороны причального сооружения)

Причалы № 12 и 12a:

  • для судов длиной > 160 m – причаливание разрешается только в светлое время суток
  • образуют одну причальную линию и произвольно разделены на пристани (левая сторона причального сооружения)
  • распространяются более строгие погодные ограничения – лоцманская проводка разрешается при скорости ветра не выше 10 м/с в связи с узким проходом между причалом 11A и юго-западным волнорезом
№ причала Длина причала
(м)
Макс. длина судна
(м)
Проектная глубина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
9 180 244 11.50 11.40 11.00
10 180 244 11.50 11.50 11.00
11 191 244 13.50 13.30 12.00
12 140 215 9.25 9.10 8.80
12a 303 215 9.75 9.70 9.25

Причал № 12a: действуют дополнительные ограничения для судов длиной свыше 160 м

  • Перед постановкой к причалу суда должны получать специальные разрешения от портовых властей
  • Маневрирование прибывающих/отбывающих судов разрешается только в светлое время суток
  • Маневрирование прибывающих/отбывающих судов разрешено только при скорости ветра менее 5 м/с, при благоприятных погодных условиях и таком же метеорологическом прогнозе
  • Максимальная разрешённая осадка судов длиной свыше 160 м – 8,00 м

РН-ТНП РН-Туапсенефтепродукт

Пропускная способность терминала, расположенного в непосредственной близости от Туапсинского НПЗ, составляет около 17 миллионов тонн в год. С 2013 года работает глубоководный причал с пропускной способностью до 7 миллионов тонн в год, способный принимать суда дедвейтом до 80 тысяч тонн. Терминал используется главным образом для экспорта нефтепродуктов с НПЗ компании «Роснефть» в городах Туапсе, Ачинске и Самаре, а также для перевалки грузов сторонних компаний. Кроме того, терминал используется для перевалки нефтепродуктов, предназначенных для внутреннего рынка, а также для обеспечения судов бункерным топливом. Причалы 1A и 1B эксплуатируются OOO «РН-Морской терминал Туапсе», причалы с 1 по 6 эксплуатируются совместно с АО «ТМТП».

Причальные сооружения:

 

Причал
Длина причала
(м)
Длина судна
(м)
Проектная глубина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Ограничения по швартовым операциям
1A 310.53 250 15.94 15.8 15.0 Причаливание разрешается только в светлое время суток
Отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
1B 250.40 185.93 12.64 12.5 12.0 Причаливание разрешается только в светлое время суток
Отход от причала разрешается в любое время суток
1 300 250 13.0 12.6 12.0 Причаливание и отчаливание судов класса LR2 разрешается только в светлое время суток
2 170 220 11.5 11.4 11.0 Причаливание/отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
Во время стоянки танкера у причала № 1 запрещается выполнять погрузочные и разгрузочные на работы на танкере у причала № 2
3 188 162 9.75 9.7 9.4 Причаливание/отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
4 195 220 11.5 11.6 11.3 Причаливание/отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
5 213 220 12.0 11.8 11.5 Причаливание/отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
6 167 220 9.75 9.2 — 9.6 8.9 — 9.3 В настоящее время находится на реконструкции

 

ТЗТ

Причал эксплуатируется совместно с АО «ТМТП».

  • Пропускная способность терминала составляет около 2,0 миллионов метрических тонн зерна в год.
  • Терминал оснащён 7 бункерами общей ёмкостью 106 700 т; фактическая скорость погрузки составляет до 15 000 т в день при благоприятных погодных условиях.
  • Максимальный тоннаж судов: Балкерные суда класса Panamax с максимальной грузоподъёмностью в 60 000 т
  • Оборудование: 2 конвейерных погрузчика, каждый производительностью 700 т в час
№ причала Длина причала
(м)
Макс. длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Проектная глубина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Зерновой причал 250 32.00 13.94 12.50 12.00

ТБТ Туапсинский балкерный терминал

Туапсинский балкерный терминал, дочерняя компания международной компании EuroChem, представляет собой современный специализированный комплекс для перевалки минеральных удобрений. Компания была основана в 2003 году с целью приёмки, временного накопления и погрузки удобрений на морские суда навалом. Проектный грузооборот составляет до 2,3 миллиона тонн в год. Начало эксплуатации предприятия – в 2011 году.

  • Оборудование причала 6a: 1 конвейерный погрузчик с пропускной способностью 800 т в час
  • Оборудование причала 6b: 1 конвейерный погрузчик с пропускной способностью 100 т в час
№ причала Длина причала
(м)
Макс. длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Проектная глубина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Макс. высота надводного борта
(м)
6a 245.00 215 32.00 12.94 12.50 12.00 13.00
6b 154.45 100 5.9 — 6.9 5.60 5.00

 

Портовые ограничения

  • Порт способен принимать суда с максимальной длиной корпуса 250,00 метров при максимальной разрешённой осадке 14,00 метров.
  • Солёность воды варьирует от 1,011 до 1,014
  • Вода в акватории порта считается солоноватой
  • Для всех судов обязательны лоцманская проводка и буксировка
  • В тёмное время суток причаливание/отход от причала разрешаются с учётом ограничений для каждого терминала.

Приливы и отливы

Приливные колебания в порту Туапсе отсутствуют.

Погодные ограничения

  • Порт Туапсе не является портом-убежищем и подвержен сильным ветрам юго-восточного – южного – юго-западного направлений.
  • Наиболее опасным является тягун (сильное обратное течение), вызываемый волнами, которые проникают в акваторию порта с юга и с юга-запада.
  • В случае объявления штормового предупреждения о тягуне приостанавливаются грузовые операции, а всем судам предписывается выйти в открытое моря вплоть до улучшения погодных условий.
  • Порт Туапсе незамерзающий.

Рабочие часы

Порт Туапсе работает круглосуточно 7 дней в неделю в две смены:

  • 1-я смена: с 08:00 до 20:00
  • 2-я смена: с 20:00 до 08:00

Государственные праздники

1–6 и 8 января Новогодние каникулы
7 января Православное Рождество
23 февраля День Защитника Отечества
8 марта Международный Женский День
1 мая День Весны и Труда
9 мая День Победы
12 июня День России
4 ноября День Народного Единства

 

Обслуживание

  • Поставка мазута и дизельного топлива.
  • Заправка пресной водой у причала.
  • Вывоз мусора осуществляется грузовым автотранспортом; стоимость обслуживания включена в сумму экологического сбора.
  • Возможна утилизация нефтяных остатков (только у терминала «РН»)
  • Выполняются мелкие ремонтные работы; осуществляется поставка продовольствия и расходных материалов
  • Ограничения COVID-19
    1. В соответствии с правилами и распоряжениями Роспотребнадзора и ПС ФСБ в настоящее время разрешена смена только членов экипажей – граждан РФ.
    При планировании смены экипажа прибывающие члены экипажа до прибытия на борт судна должны предъявить результаты анализа на коронавирус (PCR-тест либо антитела IgM), произведенного не более, чем за 3 дня (72 часа) до прибытия на борт судна.
    Списывающиеся члены экипажей должны сдать анализы на коронавирус (PCR-тест либо антитела IgM), в течении 3 дней (72 часов) после убытия с борта судна и сообщить результаты анализов Роспотребнадзору, они должны соблюдать дома режим самоизоляции в течении 3 дней.
    2. Смена иностранных членов экипажей запрещена.
    3. Иностранным специалистам не разрешён вход на территорию терминалов и посещение судов, увольнение на берег членам экипажей не разрешено.

Транспорт

  • Ближайший аэропорт: Адлер-Сочи, в 150 км от г. Туапсе – внутренние и международные рейсы круглосуточно.
  • Ближайшая железнодорожная станция: Железнодорожный вокзал Туапсе; имеется прямое железнодорожное сообщение с аэропортом Адлер-сочи и городами на территории Российской Федерации.

Карты

Фото