Туапсе

Туапсе – один из ключевых транспортных узлов на Черноморском побережье Российской Федерации благодаря своему географическому положению и близости к городу Сочи. Порт играет важную роль в экспорте грузов за рубеж (растительные масла, удобрения, уголь и др.).
  • Общее описание
  • Якорные стоянки
  • Предприятия и терминалы
  • Artboard 78 Портовые ограничения
  • Приливы и отливы
  • Погодные ограничения
  • Рабочие часы
  • Обслуживание
  • Транспорт
  • Карты
  • Фото

Общее описание

Код UN/LOCODE: RUTUA
Координаты: 44°10’33» N / 38°56’23» E
44°06’41» N / 38°51’09» E
43°58’20» N / 39°03’02» E
44°02’14» N / 39°08’20» E
№ карты Британского Адмиралтейства: 3312
Адмиралтейская лоция: NP24
Часовой пояс: Время по Гринвичу + 3 часа
Идентификационный номер порта: 18884
Уровень безопасности порта: 1

Портовый комплекс включает в себя:

  • торговый порт в северной части
  • два маслоналивных терминала в южной части
  • зерновой терминал и терминал для удобрений в центральной части

Акватория порта состоит из 3 бассейнов; глубина моря варьирует от 4,0 до 14,0 метров. Длина набережной составляет 4 километра с 30 причалами. Имеются специализированные терминалы для грузов на колесной основе, стали, угля, сельскохозяйственной продукции (зерна и сахара-сырца), а также для нефтепродуктов.

Якорные стоянки

В порту Туапсе две якорных стоянки – № 417 и 418 – расположенных на одной линии напротив порта.

 

Якорная стоянка № 417 ограничена прямыми линиями с точками пересечения в следующих координатах:
№ 1 – 44°04′24″ N / 39°02′36″ E
№ 2 – 44°05′18″ N / 39°02′36″ E
№ 3 – 44°05′06″ N / 39°03′42″ E
№ 4 – 44°03′18″ N / 39°03′24″ E

 

Якорная стоянка № 418 ограничена прямыми линиями с точками пересечения в следующих координатах:
№ 1 – 44°02′48″ N / 39°04′18″ E
№ 2 – 44°04′18″ N / 39°05′00″ E
№ 3 – 44°02′24″ N / 39°07′24″ E
№ 4 – 44°01′30″ N / 39°06′15″ E

Предприятия и терминалы

В порту работают 4 оператора терминалов (стивидорных компании):

РН-ТНП РН-Туапсенефтепродукт

Пропускная способность терминала, расположенного в непосредственной близости от Туапсинского НПЗ, составляет около 17 миллионов тонн в год. С 2013 года работает глубоководный причал с пропускной способностью до 7 миллионов тонн в год, способный принимать суда дедвейтом до 80 тысяч тонн. Терминал используется главным образом для экспорта нефтепродуктов с НПЗ компании «Роснефть» в городах Туапсе, Ачинске и Самаре, а также для перевалки грузов сторонних компаний. Кроме того, терминал используется для перевалки нефтепродуктов, предназначенных для внутреннего рынка, а также для обеспечения судов бункерным топливом. Причалы 1A и 1B эксплуатируются OOO «РН-Морской терминал Туапсе», причалы с 1 по 6 эксплуатируются совместно с АО «ТМТП».

Причальные сооружения:

 

Причал
Длина причала
(м)
Длина судна
(м)
Проектная глубина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Ограничения по швартовым операциям
1A 310.53 250 15.94 15.8 15.0 Причаливание разрешается только в светлое время суток
Отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
1B 250.40 185.93 12.64 12.5 12.0 Причаливание разрешается только в светлое время суток
Отход от причала разрешается в любое время суток
1 300 250 13.0 12.6 12.0 Причаливание и отчаливание судов класса LR2 разрешается только в светлое время суток
2 170 220 11.5 11.4 11.0 Причаливание/отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
Во время стоянки танкера у причала № 1 запрещается выполнять погрузочные и разгрузочные на работы на танкере у причала № 2
3 188 162 9.75 9.7 9.4 Причаливание/отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
4 195 220 11.5 11.6 11.3 Причаливание/отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
5 213 220 12.0 11.8 11.5 Причаливание/отход от причала разрешается в любое время суток при благоприятных погодных условиях
6 167 220 9.75 9.2 — 9.6 8.9 — 9.3 В настоящее время находится на реконструкции

 

ТБТ Туапсинский балкерный терминал

Туапсинский балкерный терминал, дочерняя компания международной компании EuroChem, представляет собой современный специализированный комплекс для перевалки минеральных удобрений. Компания была основана в 2003 году с целью приёмки, временного накопления и погрузки удобрений на морские суда навалом. Проектный грузооборот составляет до 2,3 миллиона тонн в год. Начало эксплуатации предприятия – в 2011 году.

  • Оборудование причала 6a: 1 конвейерный погрузчик с пропускной способностью 800 т в час
  • Оборудование причала 6b: 1 конвейерный погрузчик с пропускной способностью 100 т в час
№ причала Длина причала
(м)
Макс. длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Проектная глубина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Макс. высота надводного борта
(м)
6a 245.00 215 32.00 12.94 12.50 12.00 13.00
6b 154.45 100 5.9 — 6.9 5.60 5.00

 

ТЗТ

Причал эксплуатируется совместно с АО «ТМТП».

  • Пропускная способность терминала составляет около 2,0 миллионов метрических тонн зерна в год.
  • Терминал оснащён 7 бункерами общей ёмкостью 106 700 т; фактическая скорость погрузки составляет до 15 000 т в день при благоприятных погодных условиях.
  • Максимальный тоннаж судов: Балкерные суда класса Panamax с максимальной грузоподъёмностью в 60 000 т
  • Оборудование: 2 конвейерных погрузчика, каждый производительностью 700 т в час
№ причала Длина причала
(м)
Макс. длина судна
(м)
Макс. ширина судна
(м)
Проектная глубина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
Зерновой причал 250 32.00 13.94 12.50 12.00

ТМТП Туапсинский морской торговый порт

Основные грузы, которые обрабатываются через «ТМТП», – это уголь и изделия из стали (слябы, стальные чушки, рулоны и т. п.).

Причалы № 09, 10 и 11:

  • для судов длиной > 230 m – причаливание разрешается только в светлое время суток
  • образуют одну причальную линию и произвольно разделены на пристани (с правой стороны причального сооружения)

Причалы № 12 и 12a:

  • для судов длиной > 160 m – причаливание разрешается только в светлое время суток
  • образуют одну причальную линию и произвольно разделены на пристани (левая сторона причального сооружения)
  • распространяются более строгие погодные ограничения – лоцманская проводка разрешается при скорости ветра не выше 10 м/с в связи с узким проходом между причалом 11A и юго-западным волнорезом
№ причала Длина причала
(м)
Макс. длина судна
(м)
Проектная глубина
(м)
Глубина у стенки
(м)
Макс. осадка у стенки
(м)
9 180 244 11.50 11.40 11.00
10 180 244 11.50 11.50 11.00
11 191 244 13.50 13.30 12.00
12 140 215 9.25 9.10 8.80
12a 303 215 9.75 9.70 9.25

Причал № 12a: действуют дополнительные ограничения для судов длиной свыше 160 м

  • Перед постановкой к причалу суда должны получать специальные разрешения от портовых властей
  • Маневрирование прибывающих/отбывающих судов разрешается только в светлое время суток
  • Маневрирование прибывающих/отбывающих судов разрешено только при скорости ветра менее 5 м/с, при благоприятных погодных условиях и таком же метеорологическом прогнозе
  • Максимальная разрешённая осадка судов длиной свыше 160 м – 8,00 м

Портовые ограничения

  • Порт способен принимать суда с максимальной длиной корпуса 250,00 метров при максимальной разрешённой осадке 14,00 метров.
  • Солёность воды варьирует от 1,011 до 1,014
  • Вода в акватории порта считается солоноватой
  • Для всех судов обязательны лоцманская проводка и буксировка
  • В тёмное время суток причаливание/отход от причала разрешаются с учётом ограничений для каждого терминала.

Приливы и отливы

Приливные колебания в порту Туапсе отсутствуют.

Погодные ограничения

  • Порт Туапсе не является портом-убежищем и подвержен сильным ветрам юго-восточного – южного – юго-западного направлений.
  • Наиболее опасным является тягун (сильное обратное течение), вызываемый волнами, которые проникают в акваторию порта с юга и с юга-запада.
  • В случае объявления штормового предупреждения о тягуне приостанавливаются грузовые операции, а всем судам предписывается выйти в открытое моря вплоть до улучшения погодных условий.
  • Порт Туапсе незамерзающий.

Рабочие часы

Порт Туапсе работает круглосуточно 7 дней в неделю в две смены:

  • 1-я смена: с 08:00 до 20:00
  • 2-я смена: с 20:00 до 08:00

Государственные праздники

1–6 и 8 января Новогодние каникулы
7 января Православное Рождество
23 февраля День Защитника Отечества
8 марта Международный Женский День
1 мая День Весны и Труда
9 мая День Победы
12 июня День России
4 ноября День Народного Единства

 

Обслуживание

  • Поставка мазута и дизельного топлива.
  • Заправка пресной водой у причала.
  • Вывоз мусора осуществляется грузовым автотранспортом; стоимость обслуживания включена в сумму экологического сбора.
  • Возможна утилизация нефтяных остатков (только у терминала «РН»)
  • Выполняются мелкие ремонтные работы; осуществляется поставка продовольствия и расходных материалов
  • Ограничения COVID-19
    1. В соответствии с правилами и распоряжениями Роспотребнадзора и ПС ФСБ в настоящее время разрешена смена только членов экипажей – граждан РФ.
    При планировании смены экипажа прибывающие члены экипажа до прибытия на борт судна должны предъявить результаты анализа на коронавирус (PCR-тест либо антитела IgM), произведенного не более, чем за 3 дня (72 часа) до прибытия на борт судна.
    Списывающиеся члены экипажей должны сдать анализы на коронавирус (PCR-тест либо антитела IgM), в течении 3 дней (72 часов) после убытия с борта судна и сообщить результаты анализов Роспотребнадзору, они должны соблюдать дома режим самоизоляции в течении 3 дней.
    2. Смена иностранных членов экипажей запрещена.
    3. Иностранным специалистам не разрешён вход на территорию терминалов и посещение судов, увольнение на берег членам экипажей не разрешено.

Транспорт

  • Ближайший аэропорт: Адлер-Сочи, в 150 км от г. Туапсе – внутренние и международные рейсы круглосуточно.
  • Ближайшая железнодорожная станция: Железнодорожный вокзал Туапсе; имеется прямое железнодорожное сообщение с аэропортом Адлер-сочи и городами на территории Российской Федерации.

Карты

Фото